«Для меня эффект от программы будет даже больше, чем для моих однокурсников»
- Вкладка 1
Я из Тульского государственного университета, кафедра мировой экономики. Как правило, на кафедре у каждого преподавателя есть какая-то своя специализация — кто-то про международные отношения, кто-то про макроэкономику, кто-то про экономику труда. А когда человек только приходит на кафедру, ему дают вести сразу много предметов — какая может быть специализация у аспиранта, это потом уже что-то останется, что-то уйдет. Я преподаю микроэкономику, макроэкономику, международные валютно-кредитные отношения и еще порядка десяти дисциплин. Но эконометрика, которую мы здесь изучаем, к ним не относится. Грубо говоря, я пока такой универсальный человек, который еще помнит все, выученное в университете, и который не ушел в какую-то область.
Я в принципе очень люблю математику и кандидатскую диссертацию начал писать в основном с акцентом на математических методах и моделировании, то есть мне всегда было интересно именно доказать числовую зависимость. Моя работа — об оценке влияния макроэкономических факторов на фондовый рынок, в частности, на индекс московской биржи. Поскольку в моем образовании математики было, к сожалению, меньше, чем хотелось бы, так как специальность «мировая экономика» не предусматривает освоение мощного математического аппарата, многое пришлось изучать самому.
Но дело не только в этом конкретном исследовании — хотя, конечно, я надеюсь защитить кандидатскую между первым и вторым модулем — мне это просто интересно. Я понимаю, что за этим будущее. Потому что даже в тех защитах, которые я вижу у себя в университете, — надеюсь, никто не обидится, — из-за того, что отсутствует четкое математическое обоснование, все сводится к предположениям, к методам экспертных оценок. А математика чем хороша, что все можно оценить в числах, в том числе точность. Тогда исследование становится целостным, и не нужно будет верить на слово. Я понимаю, что в современном научном мире это не работает. Там нужны конкретные показатели, конкретные оценки и их интерпретации.
Здесь, в школе, мне нравится, хоть и сложно. Конечно, я догадывался, что мне будет сложно, потому что во многом тут собрались люди, которые занимаются эконометрикой и преподают ее, а я — человек, который практически всему учился сам и продолжает учиться в процессе. Это мне немного напоминает ситуацию, как если бы ученика 9 класса отправили сразу в университет, то есть чувствуешь, что что-то пропущено, и это пропущенное приходится тут же на месте как-то восполнять. Большой плюс в том, что много — чуть ли не большинство — вопросов я могу задать своим однокурсникам, и они на месте могут сразу все объяснить. Поэтому я считаю, что для меня эффект от программы будет даже больше, чем для моих однокурсников.
В планах, естественно, защититься, и обучение здесь мне в любом случае поможет — помимо эконометрики, тут постоянно учат методологии научного исследования. Очень чувствуется нацеленность на публикацию в хороших журналах. Практически каждое упоминание каких-то важных моментов сопровождается комментарием, что это обязательный элемент хорошего исследования и публикации в хорошем журнале. Естественно, у нас в университете об этом почти никто не говорит, и публикации не рассматриваются как целевая точка. Наверное, буду больше стремиться к публикациям в сборниках, сделанных по мировым стандартам. Раньше я как-то не чувствовал в этом потребность, но сейчас понимаю, что это совсем другой уровень, и это то, что двигает науку вперед.